Занавес

По примеру некоторых фильмов, где в самом начале показывают финальную сцену, начнем с конца: компания N (по понятным причинам мы не можем назвать ее) — заметный игрок на рынке грузоперевозок и автосервиса, убедившись в неэффективности и убыточности собственной печатной инфраструктуры, заинтересовалась аутсорсингом печати и обратилась к нашим специалистам за современными решениями.

На момент обращения, располагая парком из 40 аппаратов Kyocera ECOSYS M2040dn стоимостью более 40 тысяч рублей за единицу, компания фактически утратила возможность нормально обслуживать свои потребности в печати.

За подобной формулировкой всегда скрываются финансовые и репутационные потери, и для компании такого масштаба и профиля это утверждение особенно актуально.

При этом важно отметить, что сами по себе аппараты качественные, надежные, но они не предназначены для того режима эксплуатации и объемов печати (более 10 тысяч страниц в месяц на одно устройство), которые требовались компании. Поэтому оборудование, рассчитанное на 5-летний срок службы, с трудом держалось полтора года. Иными словами, нашему клиенту каждые 17 месяцев требовалось полностью обновлять свой парк печатного оборудования, поскольку дальнейший ремонт был попросту нецелесообразен — проще взять новый аппарат.

 

Корень зла

Итак, давайте отметим первую и фундаментальную оплошность: компания не смогла адекватно оценить свои потребности и самостоятельно выбрать подходящее оборудование. Будем считать, что она все-таки проводила некие подсчеты и изыскания в этой области, хотя достоверно нам об этом ничего не известно. Так почему же мы утверждаем, что все пошло не так с самого начала?

Отвечаем: во-первых, у нашего клиента чисто технически не было возможности получить реальные цифры, на которые потом можно было бы опираться при выборе той или иной модели:

  • он не знал, что это за данные и как нужно их собирать;
  • не имел необходимых для этого инструментов (речь идет о специализированных программных продуктах);
  • не смог бы эффективно этими инструментами воспользоваться, для этого нужна определенная квалификация;
  • не смог бы адекватно интерпретировать результат и прийти к правильным выводам,
  • потому что не располагает должным опытом и актуальной информацией о том, какие модели на рынке удовлетворяют его запросам и оптимально подходят под его задачи.


Во-вторых, помимо статистики мы принимаем во внимание ряд обстоятельств, сочетание которых порой уникально для каждого отдельного случая, среди них:

  • сектор экономики, отрасль, специфика деятельности компании;
  • численность, модельный ряд, возраст, реальное состояние имеющегося оборудования и целесообразность его дальнейшей эксплуатации;
  • реальные условия эксплуатации (температура, влажность, степень и характер загрязнения воздуха, электропитание);
  • мнение и предшествующий опыт непосредственных пользователей (а это важно: часто видение руководства и персонала — это две разные картины).
  • потенциал роста потребностей, связанных с объемом / качеством печати — компания может еще и сама не знать об этом, а мы на основе своего 30-летнего опыта уже можем прогнозировать и предложить более экономичный в долгосрочной перспективе вариант;


Для экспертной оценки всех этих факторов наши специалисты должны не только ознакомиться со статистикой, но и лично посетить предприятие.

В-третьих, провайдер печати имеет доступ к специализированным решениям, которые просто не представлены в рознице и поставляются под конкретные проекты на определенных условиях. Такое оборудование по ряду параметров превосходит аналогичные продукты того же производителя, имеющиеся в свободной продаже: оно более экономично и долговечно. Таким образом вендор обеспечивает лояльность бренду в бизнес-сегменте и прогнозируемый устойчивый спрос на собственную продукцию. Все сказанное относится и к расходным материалам.

Вывод: компания не провела профессиональный аудит и закупила неподходящее оборудование. Попросту потратила 1.6 млн рублей на заведомо провальную затею. И, как мы увидим дальше, этими расходами дело не ограничилось.

 

Классика

Уже на старте эксплуатации нового парка оргтехники была допущена еще одна классическая ошибка — использование совместимых картриджей. Чтобы понять, насколько это плохая идея, нужно сделать небольшое лирическое отступление.

Никто всерьез не задумывается о том, почему оригинал может стоить в 10 раз дороже совместимых картриджей. Обычно все сводится к рассуждениям о жадности производителей печатного оборудования и расходников к нему.

Действительно, вендоры зарабатывают в основном именно на поставках расходных материалов к своим устройствам. Это правда. Но есть и другая сторона: производство тонеров, чернил и картриджей — это весьма высокотехнологичная сфера, как бы странно это не звучало. Казалось бы, а где там хай-тек? Подумаешь, красящий порошок, эка невидаль. Или чернила, в ручке шариковой тоже чернила, и что? За что платить такие деньги?

Дело в том, что тонер — это не просто черная пачкающаяся пыль наподобие угольной. Структурно каждая частица тонера состоит из композитного парафинового ядра, окруженного полимером, который, свою очередь, покрыт защитной оболочкой. При этом важно понимать, что каждый такой слой неоднороден по своему составу и включает в себя целый ряд компонентов со строго определенными химическими и физическими свойствами. Точное количественное соотношение этих компонентов также очень важно. Представили? Довольно замысловато, не так ли?

А теперь представьте, что все частицы — правильной сферической формы и имеют размер всего 6 мкм. Для сравнения — толщина человеческого волоса — 75 мкм. И для того, чтобы отпечатать страницу текста с 5% заполнением, вам понадобится не просто нанести на бумагу порядка 150 млн. таких частиц, но и как-то контролировать их распределение по поверхности.

В рамках этой статьи мы обещаем не углубляться в подробности, но хотели бы донести до читателя одну простую мысль: химический синтез тонера — действительно наукоемкое производство и это довольно затратное дело. Судите сами: нужно инвестировать в исследования, разработку и пройти весь путь от изобретения технологии до ее реализации в промышленных масштабах.

Тонер-картридж, воспринимаемый большинством просто как некое дополнение к собственно печатному оборудованию, на самом деле даже более технологичен, чем само это оборудование со всей его программно-аппаратной начинкой: до 70% всех технологий печати сосредоточены именно в картридже в виде материалов!

Производство же совместимых расходников, хотя и воспроизводит в том или ином объеме нормальный производственный цикл (и это в самом лучшем случае, в остальных — примитивный техпроцесс и кустарные условия), просто не нацелено на выпуск продукции с оптимальными для конкретного оборудования свойствами. Цель прямо противоположная — поставить на рынок как можно более универсальный и дешевый продукт.

Но ведь разное оборудование, пусть даже использующее одну и ту же технологию печати, может предъявлять различные требования к физико-химическим свойствам тонера, и то, что сгодится для одного аппарата, просто угробит другой: несоблюдение требований к температуре запекания, к примеру, — одна из основных причин ускоренного износа узлов и снижения качества печати.

Оригинальные расходники — это продукция с целевым набором характеристик, специально предназначенная для тех или иных устройств. А совместимые картриджи — это такой первый попавшийся под руку патрон: калибр вроде подходящий, но что произойдет, когда вы нажмете на спуск — достоверно неизвестно. Однако неприятность неминуемо случится, если вы продолжите заряжать свой принтер чем попало. И гораздо раньше, чем вы думаете. 

В нашем случае блок фотобарабана DK-1150 при заявленном производителем ресурсе в 100 тысяч страниц отрабатывал всего 40–45 тысяч — это как раз прямое следствие применения совместимых картриджей. Стоит такой узел в рознице в среднем 15 тысяч рублей (разумеется, речь идет об оригинальной запчасти). Итого здесь у нас более чем двукратный перерасход на одном только драм-картридже.

Тем временем в офисе клиента

Оборудование в ускоренном темпе вырабатывало свой ресурс и выходило из строя. Количество неисправных аппаратов росло, и компания ожидаемо увязла в дорогом и длительном ремонте. 

Дорогом, потому что не был заключен договор на систематическое сервисное обслуживание. Это значит, что плановое ТО не проводилось, никакие данные о состоянии оборудования не собирались и не анализировались, поэтому и актуальной информации по оставшемуся ресурсу каждого отдельно взятого МФУ у компании не было. Соответственно, прогнозировать поломки и вовремя принимать превентивные меры компания не могла. Оборудование просто работало на износ.

А это прямой путь к узловому ремонту. Вместо того, чтобы своевременно заменить деталь, приходится менять целый блок в сборе или даже несколько: износ одной детали повлек за собой износ другой, третьей, а дальше проблема вышла за пределы одного узла и затронула соседний.

На этой стадии компанию нередко может поджидать еще одна неприятность: не заключив договор на сервисное обслуживание, легко можно очутиться в ситуации, когда нужных вам деталей и узлов просто нет. Нет в рознице. Нет в сервисных центрах. Причем не обязательно их нет там вовсе, их нет именно для вас здесь и сейчас: имеющийся запас предназначен для тех, кто заключил соответствующее соглашение. Потому что сервисный центр — это не склад всевозможных запчастей для всех марок и моделей оборудования. Их нужно заказывать у производителя и сроки поставки могут исчисляться как неделями, так и месяцами.

В результате компания довольно быстро оказалась втянута в порочный круг закупки новых аналогичных машин взамен вышедших из строя (здесь бы пригодились подменные аппараты, но, как мы помним, договор на сервис не заключали) и за короткий срок довела их общее количество до 40. А всего за полгода в сервисном центре побывало 20 устройств! Помните цифру 1.6 млн рублей? Так вот еще примерно половина этой суммы была потрачена на ремонт.

Надо ли говорить, что наш клиент, мягко говоря, подустал от всей этой карусели оргтехники, нон-стопом колесящей между офисом компании и сервисным центром, вместо того, чтобы решать его бизнес-задачи? Созрело понимание того, что дальше так работать нельзя, сформировался ряд общих требований к процессам печати: бесперебойная работа оборудования, удобство управления и контроля, понятная и прозрачная отчетность, прогнозируемость расходов, информационная безопасность.

После краткой консультации с нашим специалистом было достигнуто предварительное соглашение о приобретении 4-5 высокопроизводительных устройств формата А3 и переходе на модель Managed Print Service (управляемые услуги печати). Суммарная стоимость такого оборудования сопоставима с затратами на приобретение предыдущего парка оборудования, но в долгосрочной перспективе клиент получит существенное сокращение расходов на печать за счет снижения себестоимости отпечатка, ведь специализированные решения корпоративного уровня гораздо более надежны и экономичны.